Автор статьи - собственник корпорации "Инком". Август, 2007
Говорят, настоящий
руководитель тот, кто может оставить компанию на длительный срок, а вернувшись
из поездки, обнаружить, что она продолжает работать без сбоев.
Чтобы появилось свободное время
для поездок, а бизнес работал самостоятельно, на мой взгляд, нужно проделать
несколько шагов. Из собственного опыта знаю, что они выглядят следующим
образом. Первый: следует самому понять, чем ты занимаешься или хочешь
заниматься. Тебе необходимо разобраться, на что есть деньги, время и желание.
Ключевым является желание, если его нет, то заниматься этим ты не будешь.
Второй момент: заранее нужно найти или подготовить руководителя, которому
интересно заниматься этим бизнесом. Важно подобрать такого, с которым ты
говоришь на одном языке. Для этого либо тебе необходимо учить человека, либо
самому придется адаптироваться. Третий шаг: следует наладить отчетность каждого
совместного бизнеса по целям, стратегии. Главное, чтобы у тебя и руководителя
была одна четкая картинка. Нужно убедиться в том, что руководитель понимает
цели, задачи и способы развития бизнеса так же, как и ты. Ваши методы
достижения поставленных целей могут несколько отличаться один от другого, но в
целом они должны быть схожими. Четвертый шаг: оптимизация своего свободного
времени.
Понять, чем занимаешься
Разобраться в том, чем ты
занимаешься, означает четко структурировать бизнесы, которыми владеешь и
руководишь. Для начала я определился со своим статусом и степенью своего
участия в каждом из четырех моих направлений в бизнесе.
В двух словах, бизнесы, в
которых я сейчас участвую, выглядят следующим образом. Первое направление —
информационные технологии — компания «Инком», президентом которой я являюсь. В
круг моих обязанностей входит участие в процессе создания и принятия стратегии,
участие в переговорах, некоторых проектах. Помимо «Инкома», есть еще несколько
предприятий, близких к сфере IT, где я участвую только как акционер.
Руководители этих компаний имеют приемлемый уровень свободы своих действий,
поэтому я не вмешиваюсь в их работу. Второе направление — телекоммуникации —
представлено компанией «Датагруп». Здесь я также выполняю функции президента.
Третье направление — инвестиционный бизнес в сфере недвижимости. В этой
компании я — инвестор. В данной ипостаси при желании могу участвовать в текущей
работе. Но главное то, что я участвую в утверждении общей стратегии компании, а
решение остальных вопросов находится в компетенции ее руководства.
Четвертый бизнес для души —
ландшафтный дизайн — начался с увлечения. Когда я приводил в порядок свой
земельный участок, меня не устраивал уровень работы наших компаний в данной
сфере деятельности.Сгоряча я тогда
сказал, что за три года создам лучшую в Украине компанию по ландшафтному
дизайну. Уже пошел второй год. Оказалось, это достаточно сложный проектный
бизнес, в котором инженерии намного больше, чем ландшафтного дизайна. Чего
стоит одно только проектирование систем полива, дренажа! Сейчас мы ведем
несколько проектов, одновременно с этим ребята учатся у специалистов по
проектному менеджменту в «Инкоме». Уверен, уже через три года это будет очень
сильная команда. Главное, чтобы рядом с тобой были такие люди, с которыми ты
будешь общаться на одном языке. Таким образом сводится до минимума необходимый
объем коммуникации и отчетности. Например, когда у руководителя подразделения
возникнет принципиальный вопрос, тебе достаточно отправить короткое
sms-сообщение об этом и получить такой же короткий ответ. Нужно уметь общаться
короткими, но емкими фразами, а не устраивать конференции на два часа с
участием десяти человек.
Я создал этот бизнес, потому
что хотел проверить, действует ли мой опыт, наработанный в сфере IT, в другой
сфере. Так же, как в IT, я выделил несколько сегментов бизнеса: продажа растений,
обслуживание объектов, питомник растений. Оглядываясь назад, могу сказать, что
мои представления сильно отличались от реального состояния дел в данном
бизнесе. Пришлось попотеть, чтобы разобраться в том, что это за бизнес. Теперь
я вижу: в компании есть люди, которые понимают, что и как надо делать.
Правильно уехать и приехать
Любая поездка на две-три
недели должна быть хорошо подготовлена. Первое, что нужно сделать, —
сформулировать все вопросы, которые могут возникнуть в течение первой недели
твоего отсутствия, и заранее на них ответить. Помимо этого, нужно уведомить
всех руководителей о том, что ты через месяц уезжаешь на несколько недель,
чтобы они также заранее подготовили вопросы по всем текущим делам. Еще одно
правило, которое я использую: ничего не планировать на последние два дня перед
отъездом. Дело в том, что в последний момент обязательно всплывет множество
вопросов, которыми придется заниматься, поэтому времени хватит только на
оперативные дела.
Подготовив все таким образом,
могу быть уверен, что бизнес сможет без меня прожить следующие десять дней, а я
— без него.
Второе: нужно научить
руководителей отличать срочные задачи от важных, тогда они смогут отложить
важные, но несрочные вопросы до твоего приезда, а все остальные должны будут
решить сами, обладая определенной свободой действий.
Третье: вернувшись из
поездки, ты должен быстро войти в курс дела. В первые дни также ничего не нужно
планировать. Главное — быстро собрать всю накопившуюся информацию, даже
оперативную. Тебе необходимо восполнить возникший информационный разрыв,
получить информацию о принятых принципиальных решениях, чтобы быть в курсе дел,
а также решить вопросы, требовавшие твоего личного присутствия.
Если ко мне на собеседование
приходит человек и говорит, что он пять лет не был в отпуске, это заставляет
меня задуматься. Вряд ли я возьму его к себе на работу. Раз он не умеет
спланировать собственное время, то как может планировать бизнес? Именно по этой
причине у нас в компании запрещены зачеты отпусков. Каждый сотрудник обязан
частями или сразу отгулять весь положенный отпуск, иначе он «сгорит» на работе.
Между прочим, это хорошо помогает готовить подчиненных к продвижению по службе,
поскольку в то время, как руководитель находится в отпуске, они учатся
выполнять его функции.
Куда поехать?
Сейчас многие люди,
работающие в бизнесе, пресытились стандартными курортами. В целом можно
выделить две категории homo-vacation (людей отдыхающих): те, кому нравится
пассивный отдых и цивилизованные курорты, и те, кто приветствует туризм с
элементами экстрима, например, горные лыжи, дайвинг, охота. Сегодня в Украине
нет ни одной профессиональной туристической компании, специализирующейся на
втором направлении. У кого-то есть отдельные маршруты, но они стандартные.
Когда я собираюсь в поездку,
то ищу в стране, куда хочу поехать, через Интернет компанию, занимающуюся
подобным бизнесом. Затем вместе с сотрудником этой компании мы составляем
маршрут. Например, собираясь в Австралию, я знал лишь то, что мне хочется
попутешествовать по этой стране на мотоцикле. А вот о том, как и куда там можно
поехать, понятия не имел. Гид рассказал мне о существующих возможностях, и мы
спланировали маршрут.
Следующий этап — собрать
коллектив людей, которые хотят поехать. Чтобы заниматься туризмом с элементами
экстрима, надо найти коллег, друзей, которым это также интересно. Большинство
новых идей ко мне поступают, и о множестве новых маршрутов я узнаю либо от этих
людей, либо с помощью Интернета. Главное — зародить желание, бросить кличь,
тогда ты найдешь тех, кто хочет этим заниматься. Вот сейчас, например, у меня
появился интерес совершить каботажное плавание вокруг островов или по каким-то
необычным маршрутам. Есть знакомые, которые ходят под парусами, и я планирую
попробовать. Кто знает, может, и это хобби превратится со временем в отличный
бизнес.